Однажды
двадцать лет спустя
мелодрама, семейное кино
1980 год

Киностудия имени Горького

Режиссёры: Юрий Егоров


Операторы: Николай Пучков, Александр Ковальчук


Сценарий: Аркадий Инин, Юрий Егоров


Композитор: Марк Фрадкин



Награды


1981 год

Главный приз "Золотое плато" (Laceno d'oro) на Международном кинофестивале в Авеллино.
Италия



1981 год

Специальный приз
за лучшее исполнение
женской роли
на МКФ фильмов
Красного Креста
и Красного Полумесяца
в Варне
(Наталья Гундарева)



1981 год

Приз за лирическую
комедию.
XIV Всесоюзный кинофестиваль.
Вильнюс


1981 год

Второй приз на Всесоюзном
конкурсе-смотре
художественных,
документальных и научно-популярных фильмов
о жизни и труде
советского рабочего класса
в Ярославле
Актёрский состав
Наталья Гундарева
Кирилл Круглов, многодетный отец
Виктор Проскурин
Надежда Круглова, многодетная мать
Виктор Алексеевич Проскурин родился 8 февраля 1952 года в Казахстане. В школьные годы он посещал литературный кружок, потом театральную студию в Доме пионеров, где его заметила ассистентка режиссёра и предложила сняться в кинофильме.
После школы Проскурин сдавал экзамены в Школу-студию МХАТ, театральное училище имени Щепкина, ГИТИС, дважды поступал в Щукинское училище. В итоге был принят со второго раза по дополнительному набору. В 1973 году, получив диплом театрального училища, был зачислен в труппу Театра на Таганке. Вскоре Марк Захаров пригласил его в «Ленком». В этом театре Проскурин прослужил 15 лет и сыграл свои самые яркие роли.
В кино актёр стал широко известен после исполнения ролей Генки Ляпишева в телефильме «Большая перемена» и капитана погранвойск Блинова в кинофильме «Выйти замуж за капитана». Снимался в фильмах: «Пиковая дама», «Белорусский вокзал», «Однажды двадцать лет спустя», «Военно-полевой роман», «Жестокий романс», «Офицеры», «Весенний призыв», «12 стульев», «Школьный вальс», «Шла собака по роялю», «ТАСС уполномочен заявить», «Жизнь Клима Самгина», «Афганский излом», «Шкура», «Гагарин. Первый в космосе», «А зори здесь тихие», «Грааль», «Дальнобойщики», «Сыщики», «Час Волкова», «Ищейка» и многих других. В общей сложности Виктор Проскурин снялся в более чем 100 фильмах и сериалах.
В первой половине 2010-х годов являлся руководителем мастерской театрального факультета Московского института телевидения и радиовещания «Останкино».
Скончался Виктор Проскурин 30 июня 2020 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Родилась Наталья Георгиевна 28 августа 1948 года в Москве. В городском Дворце пионеров, в драмкружке познакомилась с Виктором Павловым, впоследствии ставшим известным актёром. Он уговорил её попробовать сдать экзамены в театральное училище. Гундарева с ростом 168 см, неординарной внешностью, веснушками, пышными формами и пёстрым одеянием сразила наповал строгую комиссию «Щуки» и была зачислена.
В 1971 году актриса получила сразу несколько приглашений в престижнейшие театры столицы, но отдала предпочтение Театру им. Маяковского, сцена которого оставалась её домом до последних дней жизни. В кино актриса начала сниматься ещё с 1966 года. Кинодебютом Гундаревой принято считать 1972 год, когда она сыграла главную роль в мелодраме «Здравствуй и прощай!». Картина «Сладкая женщина» принесла ей любовь советских зрителей и титул «Лучшей актрисы года». Столь почётное звание она получала от журнала «Советский экран» не один раз: в 1977, 1981 и 1984 году. Затем последовали такие широко известные картины, как «Осень», «Подранки», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Осенний марафон», «Однажды двадцать лет спустя", «Зимний вечер в Гаграх», «Хозяйка детского дома», «Одиноким предоставляется общежитие» и многие другие.
В июле 2001 года Наталья Гундарева перенесла инсульт. Актриса планировала вернуться на сцену, но в августе 2002 года её состояние снова стало ухудшаться, она заново училась ходить.
Наталья Георгиевна Гундарева умерла 15 мая 2005 года. Актриса рано ушла из жизни, ей было всего 56 лет. Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище.
Сюжет
Сюжет лирической комедии прост. Бывший 10 «А» встречается через 20 лет после выпуска. Среди них: член-корреспондент, автор учебника, военный моряк, поэтесса, знаменитый архитектор и другие представители разных профессий. Каждому из них предстоит ответить на вопросы телевизионного ведущего, тоже их бывшего одноклассника: «Что Вы сделали в жизни?» и «Чего ещё Вы ждёте от жизни?»
Надя Круглова – бессменная староста и гордость класса. Слушая, как одноклассники рассказывают о себе и своих достижениях, Надежда пытается вспомнить о самом главном событии в жизни, которое произошло у неё за это время. Ей кажется, что ничего особенного она не достигла, хотя она стала многодетной мамой и даже имеет звание матери-героини. Матери десяти детей трудно ответить на эти вопросы однозначно. В её жизни нет «неглавных моментов». Она гордится своими детьми и хочет признаться одноклассникам, что смысл её жизни в материнстве, но сомневается, поймут ли её. Дальше станет понятно, кто на самом деле счастлив в жизни, а кто – нет.
«Я – мама!» – говорит она с гордостью. Одноклассники с удивлением смотрят на неё, когда в класс входят все её дети. Муж Нади бережно надевает ей на плечи пиджак с орденом «Мать-героиня» под восторженные реплики одноклассников.

История создания фильма
Фильм «Однажды двадцать лет спустя» – пронзительная мелодрама о многодетной матери, одна из лучших картин о семейных ценностях, роли семьи в обществе, самопожертвовании и, конечно же, любви. Вся кинолента буквально окружена ореолом доброты.
Фильм выстроен из воспоминаний главной героини, пытающейся найти ответы на непростые вопросы, заданные телеведущим. Пока её одноклассники рассказывают о себе, Надежда Круглова вспоминает о том, как росли её маленькие дети, какие переживания возникали у детей подросткового возраста. Но главное – это взгляд на мир самой многодетной матери, её переживания, мысленные рассуждения, воспоминания. В итоге Надежда приходит к выводу, что всё в её жизни главное. При этом, несмотря на множество проблем, связанных с воспитанием детей, она остаётся настоящей женщиной.
Сюжетная структура фильма проста и неприхотлива: на экране параллельно проходят как бы два слоя действительности. Сидя в своём старом классе, радуясь встрече с друзьями, Надя мысленно будто перелистывает страницы своей жизни. И встают перед нами радости и горести её большой семьи, где переплелось так много разного: и трудности быта, и сложности воспитания, и беспредельное счастье общения с самыми дорогими людьми. Какие они разные, её ребятишки, – сердобольный «хулиган» Петя и «гений техники» Машка, строгая Наташа и влюблённая, подумывающая о замужестве шестнадцатилетняя Валентина. И каждый из них – её продолжение, смысл её жизни, кусочек её сердца. Большого, любящего сердца.
Наталья Гундарева создала обаятельный, глубокий и цельный образ Нади Кругловой. Милая, скромная, негромкая, вся она воплощение женственности и любви. Кажется, ей и играть-то нечего, так естественно и просто живёт она на экране. И в то же время всё, что она делает, – захватывающе интересно, притягательно. Её Надя не портретная мадонна, символизирующая материнство, а живая женщина, которая умеет смеяться и огорчаться, может расплакаться от усталости, а потом, всё забыв, ночь напролёт кроить, шить из своего нового, единственного, только что подаренного нарядного платья новогодний костюм для маленькой дочки, мечтающей стать детсадовской Снегурочкой.
Фильм «Однажды двадцать лет спустя» вышел на экраны в 1981 году. Количество зрителей, посмотревших картину в СССР, достигло почти 22 миллиона человек, что составляет примерно 10% от всего населения страны на 1981 год.
Однажды в редакцию популярного в советские годы печатного издания «Литературная газета» пришло эмоциональное письмо от многодетной матери Веры Кучиной из поселка Менделеево под Зеленоградом. Оно называлось «Многодетная семья: предмет удивления или пример для подражания?» и имело подзаголовок «Моя гордость, моя обида…».
Это был просто крик души. У женщины было 11 детей. Она писала о том, что тема многодетности нигде не освящается: ни на радио, ни на телевидении, ни в газетах. Многодетная мать описывала, как нелегко ей воспитывать десятерых детей, как часто она сталкивается с непониманием и грубостью. Возможно, этот порыв многодетной матери остался бы незамеченным, если бы письмо не попало в руки сценариста Аркадия Инина. Он находился в творческом поиске и, немного поразмыслив, захотел снять фильм о многодетной семье. Сценарист настолько загорелся идеей, что пошёл в специальную комиссию по вопросам многодетных семей и пообщался со многими матерями-героинями. О своём решении Аркадий сообщил Вере, и в короткий срок написал сценарий для новой картины. Вскоре сценарий лиричной комедии под названием «А что я сделала?» был готов.
Как родилась идея создания фильма?
«У этой картины была особая миссия – повысить рождаемость в СССР. Лента должна была поднять престиж многодетной семьи.
Прочёл письмо в «Литературной газете» 38-летней мамы-героини из Подмосковья, которая растила 11 детей, – делится Аркадий Яковлевич. – Это был вовсе не гимн материнству, а обида. Общество, по её мнению, вообще расположено к таким, как она, недоброжелательно. В этих словах читалась большая боль… Я написал в ответ письмо о желании снять фильм по её истории. Героиня наотрез отказалась со мной общаться. Но всё равно появилось ощущение, что можно сделать из этого что-то душевное. Тогда пошёл в общество многодетных матерей. Там были женщины постарше, которые уже вырастили своих чад. Они очень позитивно рассказывали о своей жизни. Понял, что моя героиня была ещё в процессе воспитания и взросления. Этим и можно было объяснить её трудности. Написал сценарий и предложил его режиссёру Юрию Егорову».
Юрий Егоров сумел в простом сюжете увидеть непростую историю. Он показал мать-героиню в самой обычной женщине. Она близка нам и понятна. Не случайно во время показа фильма, как писал в те годы журнал «Советский экран», женщины плакали, а мужчины немного завидовали семье Кругловых.
За 30 с небольшим творческих лет Юрий Егоров успел создать 15 кинокартин, из них 10 были написаны в соавторстве с другими сценаристами. Каждые два года Егоров снимал по фильму. Почти все его фильмы с незамысловатым сюжетом, чуть-чуть печальные, но полные любви и добра. Думается, что по этой причине киноработы этого режиссёра любимы нами и сегодня. Они для нас и о нас…
Сценарий Инина был слишком подробным. Чтобы уместиться в хронометраж, режиссёру Юрию Егорову пришлось выбросить несколько эпизодов. Например, убрали некоторые резкие реплики из сцены встречи героев с парой, потерявшей собаку, и смягчили ситуацию, а застолье семьи Кругловых с французскими делегатами сократили до чаепития. Уже в процессе съёмок пришлось убирать и другие эпизоды.
Все натурные съёмки фильма проводились в Калуге, жители с радостью потом узнавали пейзажи родного города. В начале фильма появляется Смоленская улица, затем вид на неё даётся из квартиры главных героев – сегодня этого дома с полукруглым окном уже нет. А вот Кирилл прогуливается с ребёнком в коляске на фоне переправы через Оку на Воробьёвской улице. Домик дедушки и бабушки снимали на берегу реки Угры, рядом с деревней с одноимённым названием.
Лишь одна сцена была снята в Москве – на улице Лескова (район Бибирево) около заказника Алтуфьево. Сцены в школе снимали в павильоне киностудии имени Максима Горького, где построили декорации класса.
Фильм вышел в прокат, и что характерно, буквально со следующего года показатели рождаемости в стране поползли вверх, достигнув высшей точки в 1987 году.
Авторов очень удивил небывалый общественный резонанс, который вызвала их картина. Появилось множество рецензий и заметок в прессе, Наталье Гундаревой и создателям фильма приходило огромное количество писем, преимущественно от женщин. В письмах горячо обсуждались проблемы, затронутые в киноленте. Мнения, конечно, были самые разные. Впрочем, проблемы многодетных семей актуальны и сегодня, поэтому дискуссии по-прежнему продолжаются на многочисленных кинофорумах и других площадках в интернете.
Без громких слов и нравоучений фильм поднимает одну из важнейших проблем сегодняшней нашей жизни. Проблему, о которой сегодня говорят, пишут демографы и экономисты. Ведь наши маленькие дети – это завтрашние граждане страны, её мозг, её руки, её будущее. Фильм не только воскрешает традиционный для русского искусства прекрасный образ женщины-матери, не избалованной вниманием нашего кинематографа, но и открывает новые его грани. Быть матерью всегда было нелегко, а сегодня тем более: и время другое, и дети другие – образованней, пытливей, всё видящие и всё понимающие. Вырастить их достойными людьми – для этого каждому из родителей требуется самим быть настоящим человеком.



.

Актёры и роли
По сюжету у героини 10 детей. Необходимо было подобрать юных героев от мала до велика. Так как в фильме показывали разные периоды жизни семьи, съёмки продолжались полгода, а в кадре играли более 20 разных детей. Задействованы были дети разных возрастов – от младенцев до взрослых. Одного ребёнка могли играть сразу три юных артиста! Младших Кругловых набирали по семьям участников съёмочной группы и их друзей.
Роль Наташи Кругловой, учительницы, старшей дочери, сыграла уже опытная молодая актриса Марина Яковлева. Тогда на её счету уже было несколько ролей в кино, но после выхода фильма «Однажды двадцать лет спустя» портрет Марины впервые оказался на обложке журнала «Советский экран».
«Юрий Егоров пригласил меня в мой первый фильм по рассказам Михаила Пришвина «Ветер странствий», когда я ещё училась на втором курсе ГИТИСа. С его лёгкой руки я начала сниматься. И вот через два года после этого Юрий Павлович позвал меня в эту ленту. У меня уже было несколько главных ролей, подумала, зачем мне нужна теперь какая-то малюсенькая. Молодая тогда была, не понимала. Как говорила Татьяна Ивановна Пельтцер, предугадать успех нельзя. И вот маленькая роль Наташи Кругловой, а фильм смотрят и смотрят уже 40 лет. Я посоветовалась со своим тогдашним свёкром Станиславом Иосифовичем Ростоцким, и он сказал: «А почему не принять участие в хорошем кино». И я согласилась, о чём не жалею.
Виктору Проскурину, который играл моего 40-летнего папу, было 27 лет. Но он так перевоплотился и прекрасно партнёрствовал с моей любимой Гундаревой, которой я всегда восхищалась. А как они потрясающе сыграли любовь, до мурашек, без особых слов. Наталья Георгиевна общалась с детьми на площадке без сюсюканья. Помню, выходим с ней из подъезда под ручку, и она мне: «Ой, зачем я согласилась на эти съёмки?». Конечно, она шутила. Гундарева ведь гениально сыграла, прочувствовала свою героиню, зная, что она никогда не сможет стать матерью».
Дети в фильме
Девятиклассницу Валю, ошарашившую родителей своим намерением немедленно выйти замуж, сыграла 16-летняя Таня Назарова, дочь известного актёра Юрия Назарова. В фильм она попала по протекции отца. В то время она связалась с плохой компанией, и чтобы её отвлечь, родители привели дочь на съёмочную площадку. Через 5 лет после выхода фильма Татьяна окончила ВГИК, мечтала быть режиссёром. К сожалению, мечта её не сбылась, и она занялась бизнесом.
«В картину я попала по блату. Моего папу (актёра Юрий Назаров) очень любил режиссёр Юрий Егоров, с которым они работали раньше. У него был любимый тост за то, чтобы друзья стали родственниками, а родственники – друзьями. У Юрия Павловича самого огромная дружная семья. Актрисой я не стала: потыркалась, порыпалась, и процесс мне не понравился. Я была избалованной, и мне не требовалось, как огромному числу девушек, рваться, чтобы что-то доказать. В этом отношении я оказалась счастливчиком: папа – актёр, тётки, дядьки – актёры и музыканты. Я попала в эту тусовку и могла позволить себе думать, нравится мне это или нет. В результате поняла, что мне не нравится что-то изображать из себя. Наталья Гундарева, с которой мы работали в одной сцене, сыграла эпохальную роль в моей жизни, потому что, глядя на неё, я уже понимала, что надо или подниматься до её уровня, или никак… Но от фильма остались необыкновенно тёплые впечатления».
Роль Антона Круглова сыграл Алексей Ясулович – сын известного актёра Игоря Ясуловича. Роль в этом фильме стала дебютной для юного актёра, который потом продолжил играть в кино. Он снялся в фильмах «Отцы и деды», «По законам военного времени». Сейчас является продюсером, режиссёром и преподавателем актёрского мастерства в Москве.
«Несмотря на то что картину снимал мой дедушка (Юрий Егоров – отец Натальи Егоровой, матери Алексея), я участвовал в пробах: чтобы все дети совпали визуально и подошли. В первую очередь, конечно, отталкивались от Гундаревой и Проскурина. Мне пришлось даже покрасить волосы, чтобы получился рыжий оттенок. Снималось детей, кажется, больше двадцати, потому что они играли разный возраст, были и совсем груднички. Семья у нас кинотеатральная, но на меня произвели впечатление собравшиеся там известные актёры. И, конечно, профессионализм деда и его команды. Он работал по многу лет с людьми, которые у него из картины в картину переходили. Было весело! За год съёмок все сроднились, получилась почти семья. Там же ещё и отец мой играл (актёр Игорь Ясулович) в роли одноклассника Толи Клинкова, капитана 2-го ранга. Сниматься я, кстати, впервые начал у своего отца в его дипломной режиссёрской работе, когда мне было 8 лет. Это оказалось достаточно интересно, и стало понятно, что в будущем надо этим заниматься. Шло накопление навыков. Потом была «Щука», кино, театр, а потом я встал по другую сторону камеры и сам стал режиссёром и продюсером в рекламе. А в последнее время занимаюсь детским кино. У нас есть замечательный детский лагерь в Геленджике «КиноНива», где дети вместе со взрослыми снимают за смену два короткометражных фильма. А три года назад я включился в работу медийного детского фонда «Бумеранг», куда приезжают ребята со всей России, которые сами создают кино».
Дарью Мальчевскую (отчаянная изобретательница Маша) ассистенты режиссёра нашли на автобусной остановке, где та стояла вместе с бабушкой. Дарья тоже не стала актрисой, хотя снялась ещё в нескольких фильмах – «Шла собака по роялю», «Шапка Мономаха». Она мечтала заниматься литературоведением и иностранными языками, окончила филологический факультет МГУ в 1991 году. Потом Дарья Мальчевская ушла в бизнес, работала менеджером, получила аккредитацию экскурсовода, позже стала развиваться в области маркетинга. Она занимала должность вице-президента по маркетингу и возглавляла факультет Маркетинг Университета компании Mars в России, позже стала одним из основателей Школы маркетинга Marketing Class.
«До фильма «Однажды двадцать лет спустя» у меня уже был опыт в кино. Первой работой стала картина Игоря Ясуловича «Пропал и нашёлся». Мне было 6 лет. Так получилось, что ассистент по актёрам меня заметил на автобусной остановке. Ему понравилось моё лицо. Так я и попала в актёрскую картотеку. Благодаря этому меня пригласили на пробы в ленту Юрия Егорова. Отмечу, Наталья Гундарева была довольно строга на площадке. Очень серьёзно относилась к актёрской профессии. Могла и пошуметь, и поругаться, если что-то шло не так. Была очень собранной, любила порядок во всём. Помню, очень долго снимали сцену, где Маша изобрела порох. Ведь моя героиня постоянно что-то собирала и мастерила. По сценарию у неё случился небольшой взрыв в ванной. Меня тщательно гримировали, чтобы я была как будто в саже. Далее в моей биографии был фильм «Шапка Мономаха» Искандера Хамраева про школьников. Потом успешно прошла пробы в ещё один проект. Но за лето так выросла, что стала намного выше своего партнёра Сергея Шакурова. К тому же из девочки уже стала явно превращаться в девушку. Конечно, режиссёра не устроили такие изменения. Более взрослых ролей мне уже не предлагали. Когда нужно было выбирать профессию, твёрдо решила, что не хочу быть актрисой. Поставила цель – поступить на филологический факультет МГУ. Хотела заниматься литературоведением и иностранными языками. После окончания университета в 1991 году моя специальность оказалась не очень востребованной. Жизнь забросила в бизнес. Около 25 лет проработала менеджером. Последние несколько лет развиваю свои проекты в области маркетинга. Есть своя онлайн-школа, веду лекции. Ещё я аккредитованный экскурсовод. Могу знакомить желающих с достопримечательностями столицы. Знаете, ни о чём не жалею. Когда выросла, поняла, что кинематографический опыт мне очень много дал. Например, уверенно держаться во время публичных выступлений, смотреть в глаза собеседникам и внятно говорить»..
Исполнитель роли старшего сына Юры, актёр Сергей Белов, после съёмок фильма был призван в армию. Больше он не снимался. Сергей трагически погиб в 2008 году.
Елену Борзунову, дочь аса дубляжа Алексея Борзунова, нашли в одной из московских школ. Борзунов озвучивал первые в России бразильские сериалы, голливудские фильмы и мультики. Например, его голосом говорит Скрудж Макдак из «Утиных историй». Елена, сыгравшая младшую дочь Кругловых, окончила театральное училище и по примеру отца стала актрисой дубляжа. В России её голосом говорит Николь Кидман.
Максим Пучков воплотил на экране образ смешного рыжеволосого Пети Круглова. А его папа Николай Пучков был главным оператором фильма. Мальчик буквально вырос на Киностудии имени Горького. Несмотря на возражения отца, Максим поступил в театральный, много снимался и в фильмах, и в «Ералаше». Его карьера была на взлёте, когда случилась беда. Как-то Максим сильно простудился, и врачи долго не могли поставить правильный диагноз, предполагая воспаление лёгких. Оказалось, что у Максима туберкулез. Пучкова не стало в 1998 году, ему было всего 30 лет.
Аркадий Инин в главной роли видел только Наталью Гундареву. Правда, режиссёр всё же попробовал на роль Надежды Кругловой ещё нескольких актрис: Ирину Купченко, Ларису Малеванную, Людмилу Савельеву и даже Лию Ахеджакову. Однако пробы показали: лучшей Нади, чем Гундарева, быть не может. Наталья Гундарева неожиданно попросила паузу на раздумья. К счастью, она сомневалась недолго.
Потом актриса считала эту роль одной из самых нелюбимых, а фильм называла «шоколадно-мармеладным тортом».
Его снимали с целью поднять престиж многодетных семей, но зрители приняли идею неоднозначно и упрекали создателей в том, что они сняли «агитку», «утопию» и «откровенную пропаганду».
Съёмочная группа ездила с премьерой в десятки городов и показывала фильм многодетным семьям, и многие женщины считали, что Гундарева для такой героини выглядит слишком свежей, ухоженной и умиротворенной. Дети Веры Кучиной тоже говорили, что кино мало похоже на их реальную жизнь, хотя некоторые эпизоды и были списаны с их биографии. Например, сцена, где Надя Круглова перешивает своё новое платье на костюм Снегурочки для дочери. Вера Кучина действительно так же всю ночь шила для дочки наряд. Её так же, как и героиню Гундаревой подозревали в спекуляции, когда она набирала мешки одежды разных размеров.
У Натальи Гундаревой в реальной жизни детей не было, а после этой роли она стала известной киномамой. Ей часто задавали бестактный вопрос, как ей удалось сыграть эту роль. Актриса обычно уходила от ответа или отшучивалась, но на самом деле переживала из-за того, что так и не испытала счастья материнства, и называла это расплатой за успех.
Отец семейства так тщательно прописан в сценарии не был, и конкретного актёра сценарист в этой роли не представлял. Он видел его добродушным толстячком около 40 лет, и именно такой типаж искали ассистенты по актёрам. Когда режиссёр утвердил Виктора Проскурина, все очень удивились, так как он никак не был похож на «добродушного толстячка». Актёр до участия в картине «Однажды двадцать лет спустя» был известен разве только по роли лоботряса Генки Ляпишева в телефильме «Большая перемена». Но после роли Кирилла у него было немало интересных работ в кино. Актёр много работал и в театре, снимался в сериалах, однако роль Кирилла Круглова, пожалуй, остаётся одной из лучших его работ.
Виктору Проскурину на момент съёмок было всего лишь 28 лет, а Гундаревой – 32 года. По фильму обоим 38 лет. После выхода на экраны картины «Однажды двадцать лет спустя» актёры проснулись по-настоящему знаменитыми.
Класс Надежды Кругловой собрали из членов съёмочной группы и их друзей. Только на ведущие роли были приглашены известные актёры – Валентин Смирнитский, Игорь Ясулович, Евгений Лазарев, Валентина Титова, Ольга Гобзева. Среди остальных одноклассников можно найти и сценариста Аркадия Инина, и будущего шоумена Леонида Якубовича.
Судьбы актёров, сыгравших в фильме, сложились по-разному.
Совершенно неожиданный поворот произошёл в судьбе актрисы Ольги Гобзевой, сыгравшей роль поэтессы Маши, которая в фильме исполняет романс под гитару. Правда, поёт за неё Елена Камбурова. В начале 1990-х актриса приняла монашеский постриг и стала матушкой Ольгой. Сегодня Гобзева служит в монастыре и в кино не снимается.
Валентина Титова, в фильме – женщина астроном, сыграла более 90 ролей в театре и кино. Но спустя годы призналась, что в своё время тоже мечтала быть многодетной матерью, когда была замужем за актёром и режиссёром Владимиром Басовым. Всего у Валентины двое детей: сын Саша и дочка Лиза.
Центрального героя встречи выпускников, учёного-психолога и телеведущего Юрия Вишневского сыграл Евгений Лазарев, актёр, популярный в конце 1950-х – начале 1960-х, а в 1970-е сыгравший в сериале «ЗнаТоКи». Евгений Лазарев, в реальной жизни, стал профессором и преподавал во ВГИКе. В 1980 году был главным режиссёром Театра на Малой Бронной. В 1990 году его пригласили в США в качестве режиссёра. Американские продюсеры увидели его спектакль и пригласили в турне по Штатам. Затем позвали преподавать. Так артист и остался за границей. Преподавал актёрское мастерство, а иногда сам снимался в эпизодах – но уже американских фильмов. Скончался он в 2016 году, прожив долгую и счастливую жизнь.
Актёр Александр Потапов – в фильме один из одноклассников Кругловой – сыграл потом много ролей. В фильме он заметно заикается. Оказалось, что это дефект речи актёра, а не профессиональная задумка.
Возможно, не все заприметили в одном из актёров Леонида Якубовича, тем более, что у него была роль без слов. Тогда ещё никому не известный Леонид Якубович попал в массовку совершенно случайно. Актёр Аркадий Инин позвал его только потому, что людей для создания сцены встречи выпускников не хватало. В картине он не произносит ни слова. Парень просто сидел вместе со своими «одноклассниками» за партой. В 1991 году Якубович стал ведущим телешоу «Поле чудес», что принесло ему известность.
К слову, Инин тоже появляется в массовке, а позже это станет его «визитной карточкой» – появляться на экране в фильмах, к которым он пишет сценарии.
Смотрите хорошее кино!
Авторы
  • Екатерина Миронова
  • Ольга Серегина
  • Ирина Шульте
Источники
  • culture.ru
  • kinopoisk.ru
  • kino-teatr.ru